Опрос

Каким из способов Вы обычно (чаще всего) заправляетесь

на определенную сумму денег
43.33%
(Выбрали 52)

определенное количество литров
35.83%
(Выбрали 43)

до полного бака
20.83%
(Выбрали 25)

(Проголосовало 120)

Обсудить / проголосовать

Реклама

Red.by
Advertisement
Выбор масла
Написал Maxxtro   
14.09.2009

Итак, какое масло будем брать… какими качествами должна обладать наша покупка? Не имея приблизительного представления, как известно, лучше деньги не тратить.

Чтобы узнать, чем может похвастаться масло, надо расшифровать его название (индекс). Освоив эту «азбуку», уже можно говорить о характеристиках и свойствах.

Классификация по вязкости

…определяет климатические условия применения масел. Классифицируют по ГОСТ и SAE. Первое досталось от Союза, второе используют за рубежом. При этом отметим, что SAE «полнее и объективнее» ГОСТ – позволяет судить о реологических свойствах, существенно зависящих от температуры, давления и скорости сдвига.

Требования по последней редакции SAE J300 для наглядности скомпонуем в таблицу (см. ниже):

[1] Пусковые свойства

…укажут на сопротивление холодного двигателя при пуске (а, значит, и на его возможность достигнуть пусковых оборотов).

Определяют их при температурах от -10 до -35 ºC (в зависимости от класса вязкости) и скоростях сдвига порядка 105 с-1 – то есть, в условиях холодного пуска в подшипниках коленчатого вала.

[2] Прокачиваемость

…характеризует скорость, с которой масло поступает к парам трения (и вероятность выхода двигателя из строя при провороте вкладышей) в холодном пуске. Определяется при tº от -15 до -40 ºС (в зависимости от класса вязкости) и скоростях сдвига около 10 с-1 (т.е. условиях течения масла в поддоне к маслоприемнику и в маслоприемнике, при пуске).

[3] Кинематическая вязкость

…характеризует принадлежность сезонных масел к классу вязкости. Определяется при 100 ºС и скоростях сдвига 20-100 с-1.

[4] Динамическая вязкость

…указывает на «реальную» вязкость при эксплуатации – а это значит, на противоизносные свойства масел, потери на трение, и их влияние на двигатель. Определяется при 150 ºС и высоких (порядка 106 с-1) скоростях сдвига – условиях при работе с высокими нагрузками и температурами.

А теперь ответим на главный вопрос – как узнать, какой класс вязкости подойдет для конкретного двигателя? Это зависит от, минимум, трех факторов: условий климата, рекомендаций производителя автомобиля и технического состояния агрегата.

Чаще всего производители рекомендуют всесезонные масла (что обеспечит снижение эксплуатационных расходов, отменит замену масел по сезонам и сэкономит топливо на 1-3%, в сравнении с сезонными маслами).

Но двигатели со значительным пробегом (а, следовательно, и повышенным износом) потребуют большей вязкости: подойдет класс ХХW-40 или 50, где «ХХW» есть индекс (10W, 15W и т.д. – см. таблицу). В результате, это решение обеспечит меньший расход масла на угар, лучшее уплотнение камеры сгорания и снижение шума – но, увы, увеличит расход топлива (что, впрочем, для старых двигателей не так уж и важно).

При зимней же эксплуатации (и, особенно, безгаражном хранении) лучше брать низкие классов: например, SAE 5W, 10W-XX – что обеспечит надежный пуск, быстрый прогрев и снижение износа.

Чем ниже тепловой режим двигателя при эксплуатации – тем меньший нужен зимний класс вязкости. Это обеспечит снижение потерь на трение в подшипниках и поршнях в середине хода, которые составляют 50-90% от всех потерь на трение в двигателе. Например, в случае коротких поездок и длинных стоянок тепловой режим невысок – и значит, класс нужен поменьше. А снижение вязкости на один класс в зимних условиях сэкономит топливо на 5-10%.

 Классификация по уровню эксплуатационных свойств

 …определяет применимость масел по степени форсированности и условиям эксплуатации двигателя. Наиболее известны следующие классификации: американская API, европейские ССМС/АСЕА и ГОСТ. Они нормируют целый ряд показателей, но основными критериями являются данные испытаний на так называемых «пробных» двигателях. При этом масло различается и по тому, является двигатель бензиновым или дизельным.

Следует учесть, что европейские двигатели конструктивно более напряженные, чем американские, и эксплуатируются при больших нагрузках. Поэтому масла американских стандартов не всегда подойдут для европейских автомобилей. Еще больше различий в «дизельных» маслах.

Впрочем, в последние годы различия нивелируются, а требования к маслам унифицируются. Но все же фактор конструктивных различий лучше учесть.

А теперь рассмотрим классификации более подробно.

 Классификация API

В этой классификации первая буква индекса определяет назначение масла по типу двигателя: буква S означает «для бензиновых двигателей», а C - «для дизелей».

Следующие буквы говорят о применимости масла по степени форсирования двигателя (или времени выпуска автомобиля). Чем дальше буква от начала алфавита, тем современнее модель, для которой предназначено масло.

В настоящий момент спецификация API имеет следующие классы:

 для бензиновых двигателей:

Категории API SF (устаревшая):

Масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, питаемых этилированным бензином. Они имеют боле эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозионные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.

Масла API SF заменяют масла API SC, API SD, API SE в более старых двигателях.

Категория API SG (устаревшая):

Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше, питаемых неэтилированным бензином с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.

Масла API SG заменяют масла категории API SF, API SF/CC, API SE/CC.

Категория API SH (устаревшая):

Лицензированная категория, действующая с 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API С (например, API CF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC, API SH/ECII.

Категория API SJ (действующая):

Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальный уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.

Категория API SL:
Категория утверждена 01.07.2001 года. В дополнении к категории SJ более жесткие требования к стабильности энергосберегающих свойств, пониженная летучесть и удлиненный интервал замены. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SL/ ILSAC GF-3.

Категория API SM:

Категория утверждена 30.11.2004 года. В дополнении к категории SJ улучшенные антоиокислительные и противоизносные свойства. Улучшенные низкотемпературные свойства. Возможность сертификации по категории энергосбережения ILSAC.

 - для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п.:

Категория API CC (устаревшая).

 Категория введена в 1961 году. Масла для дизельных двигателей без наддува. Допускается применение для двигателей с турбонаддувом, работающих в легком или среднем режиме и бензиновых двигателей большой мощности. Масла данной категории содержат антикоррозионные присадки и присадки предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений.

Ктегория API CD (устаревшая).

Категория введена в 1995 году. Типичная категория масел для дизельных двигателей с турбонаддувом и без, для которых требуется эффективный контроль за накоплением продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием серы. Масла содержат присадки предотвращающие образование высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии. Соответствует требованиям MIL-L-2104C/D.

Категория API СЕ (устаревшая).

Категория введена в 1987 году. Масла предназначены для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших оборотах и больших нагрузках. заменяет масла категорий API CC и CD в более старых двигателях.

Категория API CF (действующая).

Категория ведена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях, износ и коррозию медных сплавов подшипников. заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.

Категория API CF-2 (действующая).

Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец. заменяет масла категории API CD-II в более старых двигателях.

Категория API CF-4 (действующая).

Категория введена в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без негь, устанавливаемых на мошных магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории API СЕ и, крое того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразовнию на поршнях. При согласовании с требованиями категории API SG (API CF-4/SG), могут быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов. заменяет масла категории API СЕ в более старых двигателях.

Ктегория API CG-4 (действующая).

Ктегория введена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы мнее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы).эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов 9редакция 1994 года).

Заменяет масла категории API CD, API СЕ, API CF-4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категорий в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.

Ктегория API CH-4 (действующая).

Поектное название API PC-7. Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей.

Специально сформулированы дл яприменения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и меньшению образования нагара.

Заменяют масла категории API CD, API СЕ, API CF-4, API CG-4.

Категория API CI-4 (действующая).

Категория представлена в 2002 году. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 2004 года по токсичности отработанных газов. Масла этой категории созданы для двигателей оснащенных системой рециркуляции отработанных газов (EGR).

Могут спользоваться вместо масел CD, СЕ, CF-4, CG-4 и СН-4.

Таким образом, с точки зрения API, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применение масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API.

Понятно, что масла последних групп предназначены для новых моделей - и использовать их в старых авто нет смысла.

Классификация АСЕА (ССМС)

 Классификация АСЕА включает три категории масел по назначению:

А - для бензиновых двигателей;
В - для дизелей легковых;
E - для дизелей.

Плюс числа, определяющие свойства масла, а именно:

1 - энергосберегающие (экономящие топливо) масла для современных автомобилей – например А1, В1, Е1;
2 - масла того же уровня, не сертифицированные как энергосберегающие;
3 – «перспективные» масла.

Прежняя классификация ССМС также предусматривала три категории:

G - для двигателей на бензине (например, G4, G5);
PD – для легковых дизелей и дизелей легких грузовиков (PD1, PD2);
D - для дизелей (D3, D4, D5).

Как и в АСЕА, число, следующее за буквой, определяет уровень требований к свойствам.

В настоящий момент спецификация АСЕА имеет следующие классы:

-для бензиновых двигателей:

 А1-96..... Предотвращение образования отложений на поршне и шлама, стойкость к высоко-температурному окислению, защита от износа Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 оС (без турбонаддува)

А2-96..... То же, что и А1-96, но с лучшей защитой подшипников. Стандартный класс для двигателей современных и перспективных автомобилей, используемых на скоростных автострадах. По свойствам лучше чем ССМС G4, в целом на 20% (с турбонаддувом и без него)

А3-96..... То же, что и А2-96, но с лучшей стойкостью к высокотемпературному окислению, чем А1-96 и А2-96. Экстракласс, для двигателей скоростных автомобилей, предъявляющих особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла. По свойствам масла лучше, чем ССМС G5 в целом на 20% (с турбонаддувом и без него).

-для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п.:

 В1-96..... Предотврашение образования отложений на поршне, диспергирование сажи (загущение масла), защита кулачков распределительного вала от износа. Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 оС (без турбонаддува)

В2-96..... То же, что и В1-96, но с лучшей защитой подшипников Стандартный класс, двигатели с турбонаддувом и без него для легковых автомобилей. По сравнению с маслами PD-2 по ССМС улучшает диспергирование сажи на 30%

В3-96..... То же, что и В2-96, но с лучшей защитой кулачков распределительного вала от износа, способностью диспергировать сажу и сохранять вязкостную характеристику Экстракласс, двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей. По сравнению с маслами PD-2 по ССМС улучшает диспергирование сажи на 20-30%

Масла, одновременно удовлетворяющие классам А3-96 и В3-96 имеют самые совершенные характеристики и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п. (независимо от года выпуска).

- для дизельных двигателей грузовых автомобилей:

 Е1-96..... Предотвращение образования отложений на поршне, полировка цилиндров, защита кулачков распределительного вала от износа. Стандартный класс, двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях, по свойствам (износ) лучше чем ССМС D4 на 20%

Е2-96..... Лучшие характеристики чем у Е1-96, по тем же показателям. Стандартный класс , двигатели с высоким наддувом и без наддува, работающие в легких и тяжелых условиях, по свойствам (чистота и износ) лучше, чем Е1-96

Е3-96..... Лучшие характеристики, чем у Е2-96, по тем же показателям. Дополнительно контролируется способность диспергировать сажу и сохранять вязкостную характеристику. Экстракласс с отличной способностью диспергировать сажу, двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях, по свойствам лучше чем ССМС D5 в целом на 20%

От перемены мест...

Порядок расположения категорий S и C в индексе не случаен. Если на этикетке написано, например, «SJ/CF», значит, масло универсальное и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительнее для применения в бензиновых. Если наоборот - «CF/SJ», то это универсальный продукт, больше ориентированный на дизели.

maslo.by  otk.by

Последнее обновление ( 14.09.2009 )
 
< Пред.   След. >

Авторизация

Имя

Пароль



Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы? Зарегистрироваться

Случайная картинка

Наш возраст

Generic Module

Кто он-лайн

Hyundai Club Belarus
Powered By Page_Cache by Ircmaxell
Cannot Open The Cache File